Практически каждый водитель знает, что шины - это один из важнейших элементов автомобиля, напрямую влияющий на безопасность. Поэтому очень важно выбирать их тщательно, подбирая параметры шины под автомобиль и способ вождения, а, не просто покупая резину по акционной цене. Информация, нанесенная на боковине шины и данные на этикетке, представляют собой ценный набор информации, который поможет вам выбрать наиболее подходящую шину. Итак, давайте разберемся, какую полезную информацию можно почерпнуть из этих данных.
На каждой шине указана основная информация об ее размере, которая может выглядеть так: 205/55 R16. Каждый водитель должен уметь расшифровывать такие данные, потому что они связаны с физическими размерами шины. Первое число - это ширина, выраженная в миллиметрах, второе - это высота профиля в процентах, означающая отношение высоты боковины шины к ее ширине. Чем ниже ее значение, тем более низкопрофильная шина. Низкий профиль шины в первую очередь улучшает внешний вид - визуально все колесо выглядит более привлекательным. Чем шире покрышка, тем лучше сцепление достигается за счет большей площади контакта с поверхностью. Низкопрофильные шины ниже 45 (включительно) могут быть менее удобными для пассажиров.
Буква R означает, что мы имеем дело с радиальной шиной (для легковых автомобилей это подавляющее большинство резины), а последняя цифра в нашем примере 16 означает диаметр диска, выраженный в дюймах, на который устанавливается покрышка.
Стоит помнить, что нам не обязательно придерживаться размера шин, которые установил производитель на нашу машину при выходе из конвейера. Для каждой модели производители указывают альтернативные размеры, что дает больший выбор установки оптимальной резины под ваш стиль езды и другие требования.
Это тоже важная информация, которая говорит нам о дате изготовления покрышки. Первые две цифры обозначают неделю года, а две последние цифры - год. В нашем примере шина была произведена на 38 неделе 2020 года.
Почему это важно? Смесь, из которой изготовлены шины, сохраняет свои свойства в течение определенного периода времени. Резина стареет под воздействием внешних факторов, в частности УФ-излучения. Это означает, что со временем свойства шины ухудшаются. Согласно европейскому стандарту, новыми шинами называются такие, которым не более 36 месяцев (3 года) с даты производства. Считается, что крайний срок, после которого мы должны выбросить шину, которая даже никогда не использовалась, составляет 10 лет. Стоит ли избегать, например, 4-х или 5-летних шин? Нет, это все равно будут хорошие шины. Если вам повезет встретить такие шины в продаже, то это повод поторговаться с продавцом.
В нашем примере это будет выглядеть так: 205/55 R16 91H. Число 91 обозначает грузоподъемность и в данном случае означает, что одна шина может быть нагружена до 615 кг. Чем тяжелее автомобиль и чем выше его грузоподъемность, тем выше должно быть значение этого параметра. Для того чтобы узнать суммарную массу автомобиля и его максимальную грузоподъемность следует обратиться к руководству по эксплуатации вашего автомобиля, где должны быть указаны заводские данные. Например, если масса автомобиля 1300 кг и его максимальная грузоподъемность 600 кг, то в сумме выходит масса загруженного до придела автомобиля – 1900 кг. Выходит что индекс грузоподъемности «91» вполне подходит, даже будет некоторый запас, 615х4=2460 кг.
Индекс скорости, в нашем случае буква H, показывает, с какой максимальной скоростью может ехать автомобиль. Самые распространенные индексы: T (190 км/ч), H (210 км/ч), V (240 км/ч), W (270 км/ч) и Y (300 км/ч). Помните, что максимальная скорость в Украине на автомагистралях составляет 130 км/ч. Практически каждая шина, представленная на рынке, дает возможность перемещаться с такой скоростью, имея даже запас.
Иногда в данных, нанесенных на шину, можно встретить дополнительную маркировку, например, 205/55R16 94V XL. Усиленные шины помечаются символом XL. Такие шины не только имеют более высокий индекс несущей способности, но и благодаря усиленной боковине лучше справятся со столкновением с бордюром, острыми камнями или ямами на дороге.
Прежде чем говорить об этикетках, стоит знать, что тесты шин проводятся в строгих стандартизированных условиях, чаще всего на скорости 50 км/ч. И на результатах таких обязательных тестов конкретная шина приобретает конкретные показатели, которые наносятся на этикетку.
А - торможение на мокрой дороге
B - сопротивление качению
Если вам средства позволяют, то стоит выбрать резину премиум класса с вышеуказанными данными на этикетке, которая обеспечит короткий тормозной путь и высокий уровень безопасности. Кроме того, низкое сопротивление качению позволит экономнее использовать топливо. Не секрет, что почти каждый водитель хочет сэкономить.
C - торможение на мокрой дороге
E - сопротивление качению
Вышеуказанные шины не обладают отличными тормозными свойствами на мокром покрытии, но сразу отказываться от них не стоит. Вы можете обнаружить, что у покрышки могут быть высокие сцепные свойства на сухой дороге.
Кроме вышеперечисленных данных на этикетке присутствует еще уровень шумности, выраженный в децибелах. Стоит знать, что шины, имеющие показатель шумности выше 73 децибел называют громкими шинами, которые могут доставлять водителю дискомфорт во время вождения.
Сопротивление качению имеет наименьшее значение в повседневном использовании. Этот параметр важен для перевозчиков, которые преодолевают десятки тысяч километров в год. В случае с частными легковыми автомобилями влияние на годовой расход топлива не будет столь заметным. В зависимости от объема двигателя разница в расходе топлива на 100 км составляет от 0,10 до 0,15 литра для каждого класса.
Этикетка не содержит такой информации, как долговечность, прочность и другие не маловажные параметры. Этот информационный пробел как раз заполняют независимые организации, проводящие тестирование резины.
В заключение следует отметить, что каждая шина уникальна и должна подбираться индивидуально в зависимости от стиля вождения каждого водителя и автомобиля, которым он управляет. Живя в стране, где климат относительно теплый, а дождь не является постоянным спутником большую часть летнего сезона, стоит подумать о покупке шин, предназначенных в основном для сухой поверхности. Однако в регионах или странах, где дождь является постоянной особенностью климата, вам обязательно следует учитывать индекс тормозного пути на мокрой дороге.
После того, как мы определились с параметрами шинами, наступает момент выбора бренда и конкретной модели.
Общее правило: чем мощнее двигатель автомобиля, чем больше километров вы проезжаете за городом, и чем больше годовой пробег, тем выше должен быть класс шин. Для автомобилей средней мощности, используемых в основном в городе, хватит и шин средней ценовой категории. Для людей, которые ездят, время от времени, подойдут бюджетные шины. На рынке также присутствуют предложения от различных китайских производителей, которые часто соблазняют привлекательной ценой. Но помните хороший продукт дешево не стоит. Мы (редакция) же советуем при выборе резины отдавать предпочтение известным брендам. Крайне низкая цена может свидетельствовать об использовании производителем некачественных комплектующих. Например, если цена на шину для вашего автомобиля колеблется в пределах 1800–2500 грн, и кто-то предлагает вам якобы хорошую резину за 1000 грн, лучше дважды подумать, прежде чем совершать такую покупку! Каждый крупный шинный концерн предлагает резину в сегменте эконом-класса, производство которых непрестанно контролируется, и проверяются, так же как и резины премиум-класса.
Кроме маркировки на шине и данных на этикетке, не поленитесь, изучите отзывы от автовладельцев, и результаты тестирования независимых организаций Auto Bild, Test World, ADAC, Auto Motor und Sport, TÜV SÜD и т.п.